RU | EN

Технологии настоящего

MCP9 2011-1Интервью с генеральным директором Завода спецавтомобилей "Промышленные технологии" о новых  технологиях и собственных разработках завода, применяемых в производстве автомобилей скорой медицинской помощи. (Технологии настоящего//Медицина целевые проекты - 2011 №9 - с. 21-22.)
Просмотреть статью в формате pdf

Технологии настоящего

Генеральный директор завода спецавтомобилей «Промышленные технологии»

Николай Архипов

 

Николай Сергеевич, Постановление Прави­тельства РФ «Об утверждении технического регламента о безопас­ности колесных транс­портных средств» вы­шло в 2009 году. Как известно автомобили скорой помощи произво­дились и ранее, были ли документы, регулирую­щие этот процесс?

Производство медицин­ского транспорта частными предприятиями началось с середины 90-х. До того времени частных производств, спе­циализирующихся на медицинской технике, не было (а автомобили производились на крупных заводах). Потребность в них поя­вилась тогда, когда речь пошла о массовом и быстром выпуске медицинского транспорта (заводы делали такой транспорт 2–3 меся­ца).

Первые автомобили скорой медицин­ской помощи (АСМП) производились на базе различных автомобилей, в том числе и «Газель». Но к этому времени общие стан­дарты, применяемые в производстве прос­то не успели сложиться, несмотря на то что документ, регламентирующий сертифи­кацию автомототранспортных средств и прицепов, основанный на международных принципах, нормах и процедурах Женевс­кого соглашения 1958 года, был введен Гос­стандартом России еще в 1992 году в целях реализации Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» (позднее в 1998 году было введено постановление «О совершенствовании сертификации ме­ханических транспортных средств»). В ка­кой-то степени документ не учитывал всей специфики данных автомобилей и был больше экспериментальным. Вся техноло­гия познавалась опытным путем и в срав­нениях с ранее производимыми автомо­билями на заводах в ближнем зарубежье и за границей. Подход к производству ав­томобиля зависел от того, насколько долго компания собиралась находиться на рын­ке. Производства, которые со временем исчезли, не всегда оборудовали машину приспособленным для работы инвента­рем. Ярким примером служат случаи за­мены медицинских сидений крутящимися офисными стульями, устанавливаемыми в голове транспортных но­силок, а также оснащение транспорта 70-килограм­мовыми носилками (сей­час 20 кг). Да и просто сами материалы, используемые в отделке салона. Например, ДСП имеет рыхлую, мяг­кую структуру, не предус­мотренную для создания из нее медицинской мебе­ли для транспорта. Мате­риала, который выдержи­вал бы все ямы и ухабы, на тот момент не было. Что же касается юридического оформления таких машин, то все дополнения к стандартной комплектации отмечались печатью и от­меткой продавца-производителя о про­изведенных в автомобиле изменениях в паспорте транспортного средства, так как лицензии на кузовопроизводство в то вре­мя не требовалось, лицензии были только на продажу автомобилей.

Интересным опытным автомобилем ско­рой помощи того времени нашего производ­ства был реанимобиль-профайл, созданный на базе шасси автомобиля ГАЗ и дополнен­ный модулем финской сборки. К сожалению, в нашей медицинской системе автомобиль с модулем не нашел своего места, так как при отработке своего срока службы автомобили скорой помощи в России можно списывать только целиком. Идея модульной техники совершенно иная: при замене устаревшего шасси через шесть лет модуль не меняется (на тот момент такая конструкция позволяла давать гарантию на модуль 15 лет), меняется только шасси (такая модульная система час­то используется за рубежом). В настоящий момент мы решили реанимировать идею с модульными автомобилями скорой помо­щи.

Насколько изменились технологии производства с того времени?
Было бы странно, если бы все осталось как есть. Изменилось многое, и все эти изменения соответствуют потребностям настоящего времени. Возьмем, к примеру, материалы. Новые технологии в АСМП можно связать с появлением новых мате­риалов и технологий сборки. Если раньше в качестве материалов для отделки салона использовали формованный пластик, кото­рый смотрелся интересно, рельефно и до статочно объемно, то на противовес этим внешним преимуществам встали трудоем­кость и сроки, так как этот материал при­ходилось «подгонять» по месту установки, что было непросто и долго. Еще одним от­рицательным противовесом послужила не­устойчивость применяемого нами пластика к разным температурным режимам.

Проанализировав все недостатки ис­пользуемого материала, возникла потреб­ность заменить его другим – композитным (собственного производства и разработки), производимым по технологии Sandwich на основе разработок наших немецких коллег. Он эксплуатируется в диапазоне от -40 до +60 С°. Автомобиль скорой помощи, про­изводимый с применением композитного материала, стало легко собирать. Изготов­ление такого материала не требует много затрат, за счет чего уменьшается стоимость самого автомобиля скорой помощи. При­чем аналогичный композитный материал стал применяться и в сборке медицинской мебели. Новый материал уже зарекомендо­вал себя как функциональный, удобный в применении, износостойкий, травмобезо-пасный (он не столь тяжелый), не подвер­гающийся температурным деформациям, соответствующий гигиеническим нормам, устойчивый к моюще-дезинфицирующим средствам. Благодаря новому материалу по­явилась и новая технология сборки автомо­билей скорой помощи. Салон автомобиля стал собираться из готовых собранных уз­лов, предварительно произведенных исхо­дя из архитектуры базового автомобиля и применяемых по месту крепления. За счет этого уменьшилась трудоемкость и улуч­шилось качество (появился многоэтапный контроль за ним, начиная от входного – ма­териалы, и заканчивая проверкой продукта на выходе). Ввели в производство прием­ные устройства собственной разработки и сборки с поперечным и продольным пере­мещением. К уже имеющимся двухточеч­ным сиденьям (сиденья с двухточечными ремнями безопасности) добавились трехто­чечные (отличающиеся удобством посадки и соответствующие всем стандартам): был получен сертификат на их производство.

Как известно, лучше говорить обра­зами. Можете привести пример авто­мобиля, выполненного с применением новых технологий?

В качестве примера автомобиля, вы­полненного по новой технологии, можно привести три АСМП Volkswagen («Фолькс­ваген»), выполненные для клинической больницы, подведомственной управлению делами Президента Российской Федера­ции. Два из них – Crafer («Крафтер»), ос­нащенные под С-класс специальным трав матологическим и кардиореанимационным оборудованием. Третий – Caddy («Кадди»), относящийся к классу «А» и предназначен­ный для транспортировки не экстренных пациентов. Транспорт, произведенный для клинической больницы, призван решать сразу несколько задач. Для двух первых – это транспортировка находящихся в тяже­лых состояниях пациентов и возможность оказания им экстренной и специализиро­ванной помощи непосредственно в автомо­биле. Чему способствует полное оснащение автомобиля по классу необходимым обору­дованием, конструктив медицинского са­лона, технологические новшества. Caddy не столь габаритен, но в данном случае это как преимущество, позволяющее быстро и «не­заметно» транспортировать пациента в со­провождении медицинского персонала (два человека и водитель) по городским улицам. При этом автомобиль укомплектован всем необходимым оборудованием по классу «А» и при возникновении внештатной ситуации пациенту может быть оказана медицинская помощь. Ранее медицинские автомобили по­добного уровня делались в большей части в столице нашей родины. Данный заказ, как, возможно, первое исключение, был пору­чен нам. Наверное, поэтому так приятно его вспоминать.

Оказали ли врачи влияние на появле­ние новых технологий в создании авто­мобиля?

Приглашать врачей скорой помощи к ин­терактивному сотрудничеству по созданию АСМП начала еще компания «Самотлор-НН», правоприемниками чьей технологии мы являемся.Еще при «Самотлоре-НН» на всех выставках, мероприятиях, где была возможность услышать экспертную оценку, она была услышана и обработана. В резуль­тате чего был сделан унифицированный автомобиль, устраивавший всех и в то же время имеющий большую функциональ­ность. В ходе крупного совещания с меди­цинскими работниками были выдвинуты основные требования об эргономичности медицинского салона (удобство пользова­ния), применяемые и по настоящее время. Все пространство в салоне было поделено с учетом предложений врачей. Все оборудо­вание стало обозначаться и располагаться в доступных местах. И сейчас эта работа продолжается уже «Промышленными тех­нологиями». И есть куда стремиться, если взять машину реанимации, которая делает­ся за рубежом, по нашим меркам, она полу­пустая. У нас считается, что машину нужно укомплектовать абсолютно всем, на все слу­чаи жизни. Если за границей есть разделе­ние на травму, кардиологию и прочее, то у нас один автомобиль должен выполнять все роли. Поэтому оснащенность автомобиля очень большая, порой не все может размес­титься, но это все в соответствии с техни­ческим регламентом. В общем, есть над чем задуматься.

Получается, что вся техника, пос­тавляемая сейчас в медицинские учреж­дения, соответствует государствен­ным стандартам?

На данный момент в России единицы частных производств делают машины по одобрению типа транспортного средства и имеют сертифицированное производство. Поскольку скорые помощи закупаются в большей степени через аукцион, то тут возникает проблема: любой может подать заявку на выполнение заказа, включая тех, которые не соблюдают стандарты. Машина у них однозначно дешевле, и за счет использу­емых не специализированных материалов, и из-за плохого качества выполняемых работ, уменьшающих срок службы самого автомо­биля, несмотря на то что по нормам он дол­жен служить шесть лет. И такая машина тоже принимается медицинским учреждением, несмотря на низкое качество, так как все со­ответствует требованиям технического зада­ния, а контроль соответствия гос. стандарту не проводится. Можно лишь посоветовать до подписания документов о получении транс­портного средства делать проверку автомо­биля на соответствие медицинскому ГОСТу: пол автомобиля должен удовлетворять воз­можности проведения «палубной мойки»; стыки обшивки салона должны быть ров­ными и уплотненными герметизирующими материалами; осуществлена качественная покраска; металлические детали выполнены из коррозионностойких материалов; мате­риалы обтяжки рабочих кресел сидений, матраца для больного должны быть разре­шены к применению в медицинских издели­ях и выполнены без складок и морщин; все материалы должны быть устойчивы к мою-ще-дезинфицирующим средствам, рекомен­дованным для дезинфекционной обработки поверхностей; салон должен исполняться в климатическом исполнении, создавая усло­вия, позволяющие бригаде скорой помощи работать при внешней температуре от -40 до +40 С°. В случае выявления несоответс­твия АСМП требованиям качества нужно требовать от поставщика устранения не­достатков. А поскольку он заинтересован в получении денег за свой товар, он будет вы­нужден устранять недостатки АСМП. Одно лишь может радовать, что наши требования к технике выше, чем у заказчика, и за нее мы абсолютно спокойны.

Использование материалов сайта разрешено только с письменного разрешения ООО "Промтех"