RU | EN

Бесшумная «маршрутка»

1Бесшумная «маршрутка»
о электроBUS Ford Transit
Максим Шелепенков,
фото автора
статья в pdf формате

 

Попытки создать работоспособный электротранспорт предпринимались не раз, но благие намерения разбивались о суровую реальность – у тяжёлых свинцово-кислотных аккумуляторов был целый «букет» недостатков: трудоёмкость обслуживания, малое количество циклов зарядки, ёмкостная память, саморазряд и многое другое!' Перейти на новый уровень создания электромобилей позволили лишь литий-ионные аккумуляторные батареи.

Электромобили признают одним из самых перспек­тивных направлений раз­вития транспорта. Коли­чество электромобилей в мире с каждым годом увеличивается, и по оптимистичным прогнозам, в развитых странах скоро может достичь до 10% от общего чис­ла автомобилей. Происходит это благодаря долгосрочным програм­мам поддержки развития электро­транспорта и стимулирования по­требителей. Безусловными лиде­рами в этом направлении стали Япония, Китай, Германия, США и Ве­ликобритания. Россия делает лишь первые робкие шаги, тем отраднее первые успехи.

ОДНО ГЛАВНОЕ ОТЛИЧИЕ

На V Международном автобусном фестивале «Мир автобусов-2012» в Коломне был показан электробус осо­бо малого класса на базе Ford Transit созданный совместными усилиями нижегородской компании «Промыш­ленные технологии» (ПГ «Самотлор-НН»), НИИКЭУ и МОБЭЛ при под­держке Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной ин­фраструктуры г. Москвы. Электромо­биль укомплектован отечественными литий-ионными аккумуляторными батареями компании «Лиотех» из Но­восибирска. Всего 100 аккумуляторов по 5 кг каждый, общей массой 500 кг.

Внешне этот микроавтобус со­вершенно не отличается от обычной городской «маршрутки», лишь на левом боку (ближе к корме маши­ны) можно разглядеть небольшой лючок красного цвета с электриче­ским разъёмом вместо заправочной горловины топливного бака. Немно­го изменений произошло и в салоне машины. Если специально не обра­тить внимание входящего на акку­ратные ящички под каждым сиде­ньем, то и не догадаешься, что это и есть аккумуляторные батареи.

На месте водителя тоже изме­нений немного. Так как для транс­формации в электромобиль взяли стандартный Ford Transit то ма­шина сохранила все привычные органы управления, включая сце­пление и коробку передач. Сейчас импортный электродвигатель Azure Dunamics AC90 пристыкован к обыч­ной трансмиссии автомобиля. Сде­лано это для облегчения создания машины на данном этапе проекти­рования, так как штатная трансмис­сия позволила не изобретать зано­во всевозможные редукторы, в том числе для включения задней передачи. В будущем от стан­дартной коробки передач вместе со сцеплением можно будет отказаться, что позволит несколько облегчить электромобиль.

Единственное, что в кабине во­дителя выдает принадлежность машины к электромобилям, так это информационный дисплей системы управления тяговым электрообору­дованием.

«ПОЕХАЛИ!»

Любой желающий мог прока­титься на электромобиле от «Пром-теха». В первый момент, когда ма­шина начинает бесшумно двигаться, полное впечатление, что водитель простоо снял её со стояночного тормоза, и она покатилась... Но, ока­зывается, она так ездит! На малых скоростях совершенно бесшумное движение настолько непривычно, даже хочется услышать шум двига­теля, чтобы убедиться, что водитель сохраняет контроль над машиной! Кстати, бесшумность машины не только внутренняя, но и внешняя, что для окружающих тоже являлось неожиданностью - люди совер­шенно не реагировали на прибли­жающуюся машину, это может быть опасным.

При увеличении скорости (уже от 30 км/ч) в машину начинают про­никать шумы, сопровождающие дви­жение: гудение трансмиссии, шур­шание шин, шум ветра. Но всё равно с собратьями с ДВС это не идет ни в какое сравнение. Часто ли вы   от чётливо слышите шуршание шин в «маршрутке»?

Управление электромобилем не сложнее, чем автомобилем с автома­тической КП. Всё управление сво­дится к двум педалям («ход» и «тор­моз») и рулю. Последний для облег­чения управления машиной, полная масса которой может достигать 4,5 т, с электрогидроусилителем.

В процессе управления води­телю главное следить за уровнем зарядки аккумуляторных батарей, информация о которых выводится на дисплей, чтобы не остаться на до­роге «без топлива».

Кстати, не все системы машины работают от электричества, в ма­шине есть бензиновый автономный обогреватель салона. Сделано это для того, чтобы на отопление салона в зимнее время не тратить электро­энергию. В оправдание за примене­ние «неэкологичного» обогревателя создатели машины говорят, что его используют не всё время, да и вы­бросы от него в атмосферу несрав­нимы с ДВС.

СТОИТЛИОВЧИНКА ВЫДЕЛКИ?

Несмотря на экологичность, лёг­кость управления и акустический комфорт, эксплуатация электромо­билей имеет свою специфику. Так как запас хода машины в сравнении с бензиновыми и дизельными собра­тьями относительно небольшой (за­явленный 150 км, но реально 100-120 км, в зависимости от условий движения), то «заправка» ей требу­ется намного чаще, а обычный про­цесс зарядки аккумуляторов длится до 8 часов (возможна экспресс-зарядка на 70% за 20 минут от обыч­ной розетки на 220 В, но постоянно её практиковать не рекомендуется). Очень важно правильно рассчи­тать маршрут движения для такого транспорта. Наиболее оптимальны­ми вариантами являются маршруты городского транспорта, километраж которых известен заранее, именно поэтому сегодня на электробусы де­лается основная ставка.

Литий-ионные аккумуляторы в процессе эксплуатации практически не требуют дополнительного об­служивания и способны выдержать 3000 циклов зарядки-разрядки. По оценкам специалистов, это по­рядка 10-13 лет эксплуатации. Они не имеют эффекта памяти и после многочисленных циклов зарядки-разрядки сохраняют свою ёмкость.

Стоимость комплектного (вме­сте с аккумуляторами) электробу­са   сегодня составляет примерно 4-4,5 млн. рублей, а его затраты на передвижение в пересчёте на прой­денный километр обходятся в 5-7 раз дешевле, чем аналогичного ми­кроавтобуса с ДВС. Сюда же можно отнести расходы на ремонт и об­служивание, которые у электробуса должны быть значительно меньше, так как асинхронный электродвига­тель практически не требует к себе дополнительного внимания. Есть о чём задуматься.

Построенный вариант электро­буса больше демонстрационный, для показа возможностей транспорта на литий-ионных аккумуляторных бата­реях, но он уже имеет паспорт и сер­тификат безопасности и может экс­плуатироваться с пассажирами.  

Использование материалов сайта разрешено только с письменного разрешения ООО "Промтех"